ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ В ЗАЩИТУ СЕРБИИ И ЧЕРНОГОРИИ
Россия, Санкт - Петербург
(работал в1991-1999 г.)

Интернет-версия газеты "Сербия", издававшейся в Санкт-Петербурге в 1993-1995 годах  

№ 3 (1995 г.)

На главную

 

Патриарх Сербии Павел

"ОСТАТЬСЯ ЧЕЛОВЕКОМ ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ"

- Я хочу сразу сказать, что я не хочу представить свой народ в том несчастии, в котором он сейчас находится, лучше, чем он есть на самом деле. Эта война должна, каким-либо образом, закончиться как можно быстрее. Ведь столько крови пролито, столько домов разрушено и столько церквей и мечетей уничтожено. Необходимо установить мир, который был бы справедливым для всех, без сомнения, осуществить это было бы легче до того, как разгорелась война.

- Ваше Святейшество, в мире война в Боснии видится как гражданская война, как религиозная война. Истинная ли это картина?

- У нас идет гражданская война. Босния, в сущности, - это маленькая Югославия. Здесь существуют три этнические группы. Хотя это гражданская война, тем не менее, есть и религиозный фактор, так как сербы, в большинстве своем, - православные, мусульмане являются религиозным обьединением, а большинство хорватов - римокатолики.

- Понимают ли другие народы, в действительности, что происходит в Югославии? Не дают ли средства массовой информации одностороннее предвзятое освещение происходящих там событий?

- В происходящих военных событиях, особенно когда вопрос стоит о гражданской войне, невозможно однозначно ответить, кто прав, кто виноват. Мы не могли ни предвидеть, ни понять, что может дойти до такого несчастья, до такого кровопролития. Для людей же в других странах намного сложнее получить точное и объективное представление о том, что у нас происходит. Вот, только один пример: мусульмане всему миру представляют себя коренными жителями Боснии, а сербы, по их высказываниям, не из Боснии, а со стороны, и являются агрессорами и захватчиками. Между тем, действительность совсем иная. И сербы испокон веков жили в Боснии. Еще в десятом веке Константин Порфироген упоминает о сербах, которые живут в Боснии. Он говорит о том, что они граничат с хорватами по реке Цетиньи и городу Ливно. Пришли турки и оккупировали нашу землю, одна часть того народа, и сербов, и хорватов приняли ислам и стали мусульманами. Это произошло в XV и XVI веках. А сейчас в мире представляют, что мусульмане в
Боснии коренные жители, а сербы откуда-то пришли и напали на них. Между тем, необходимо бы знать, что Радован Караджич, Момчило Крайишник, генерал Ратко Младич *- все они из Боснии.

- Ваше Святейшество, не берет ли Организация Объединенных Наций на себя большую omeetncm-венность, решая в этой войне, кто прав, а кто виноват, и берясь определить меру наказания виновного?

- Печать и средства массовой информации на Западе представляют сербов в Боснии, как единственных виноватых за все. Мы, православные верующие, верим слову Христа о том, что нет ничего тайного, что не будет явным, ни сокрыто, что не откроется. Мы верим, что Бог все видит, все знает. Перед Его судом никто не сможет оправдаться ложью и ненавистью, как и преступлениями. Это то, что дает нам силы выстоять. Но мы не должны ждать, когда Бог все это нам откроет. Апостол Павел говорит, что мы Его сотрудники и, что мы должны участвовать в вы-явлении истины.
Если же мир не хочет слышать истину, однажды мы все предстанем перед лицом Божиим, чтобы дать ответ, на что мы употребили Его дары, и только Он сможет сказать нам, что мы хороши настолько, насколько мы хороши. Мусульмане и хорваты представляют нас перед миром так, как будто мы чудовища. Те, которые считают, что могут ложью и неправдой дойти до известной пользы для своей нации, для своего народа, для себя лично, это несчастные люди. Это неверующие люди, так как в этом, в действительности, суть всего. По пониманию Православной Церкви, если уж мы должны страдать, не стыдно страдать по правде Божией, как праведники. Стыдно страдать за неправое дело, если даже будем и награждены за это, и мир будет убежден, что мы праведные, Бог же нас осудит. Нет такого интереса ни национального, ни семейного, ни личного, который мог бы нам дать право на преступление отвечать преступлением. Это бы нас погубило, так как ввергло бы нас в преступления. Когда мы в прошлом году были в Австрии в связи с празднованием 100-ле-тня основания прихода Сербской Православной Церкви в Вене, я заявил о том, что мусульмане и хорваты приписывают мне, что я призываю сербов к войне и отмщению ради Великой Сербии. На что я ответил: "Если бы стоял вопрос отстоять Великую Сербию ценой преступления, я бы не согласился. Никогда-Пусть не будет Великой Сербии. Но, чтобы таким образом - нет. Если нужно было бы отстоял, не великую, а маленькую Сербию ценой преступления, и на это не согласен.
Если нужно было бы и последнего серба защитить ценой преступления, и этим последним сербом был я, не согласен. Мы по-другому не можем. Есть, конечно, и сербы, которые не могут придерживаться этого принципа, но в этой войне столько преступлений и со стороны мусульман и хорватов. Только Божий весы смогут измерить точно, сколько преступлений на одной стороне и насколько больше на другой стороне.

- Ваше Святейшество, в последнее время произошел разрыв между Сербией и Республикой Сербской Крайиной в Боснии. Какова позиция Сербской Церкви в этом вопросе?

- С самого начала Церковь добивалась решения мирным путем, путем сербства, человечности и братства. Наша обязанность в этот момент быть, действительно, людьми, заботиться друг о друге, чтобы мы были как один организм. Когда теряется ощущение, что каждому отдельному человеку необходимо заботиться о благе всех, как единого целого, или когда люди теряют ощущение пользы каждого отдельного человека, тогда это является несчастьем для всех и для каждого отдельного человека. Обязанность нашей церкви напомнить нашим людям, что пройдет наше время, как прошли и другие времена, и мы спросим себя, останемся ли мы людьми пред Богом и перед людьми доброй воли или нет. Об этом необходимо помнить.

- Какое духовное будущее Вы видите для сербского народа?

- Видите ли, если мы, как наши предки, действительно, поймем, что перед нами стоит бессмертность, что мы праведники Божий, и что перед Ним никто не сможет оправдаться ложью и, как я сказал раньше, неправдой и преступлением, и все проживем свои жизни, думая о смысле жизни, будет легче и каждому отдельному человеку, и всем нам. Если мы это будем иметь ввиду, мы выживем. Л если будем хотеть, как другие, через неправду и преступления добиться какой-то пользы для нас, для своей нации, потеряем и этот и тот свет.

- Ваше Святейшество, есть ли у Вас наказ нашему народу?

- Прошу всех сербов и в нашей стране и в мире хранить Веру Православную и исполнять Заповеди Божий и, живя в Церкви Православной, быть честными людьми, хорошими работниками и достойными гражданами своей страны. Прошу, чтобы несмотря ни на что, никогда не вставали на путь преступления и ненависти, чтобы оставались людьми любой ценой. Вот мой наказ и моя просьба ко всем.

* Радован Караджич - Председатель правительства Сербской Боснийской республики, Момчило Крайишник - Председатель Парламента , генерал Младич - Командующий Армии.

Газета Сербской Православной Церкви "Православие".
Этот материал был прислан нашим корреспондентом в Белграде Момиром Аврамовичем.

 

 
На главную страницу